Взято с old-games.ru

Build 3D – один из самых успешных движков за всю историю игростроения. На нем разрабатывались такие признанные хиты, как Duke Nukem 3D, Blood, Shadow Warrior и т.д. Но не все Build-игры становились хитами. Одной из самым малоизвестных и в то же время революционных игр стал Nam от компании TNT. Эта игра отпугнула простых геймеров ужасной графикой, которая скрыла все достоинства Nam. В чем же революционность этой игры? Она, по сути, была первым по-настоящему интересным представителем жанра combat sim (Delta Force, Operation Flashpoint). Напомню, до нее была еще SEAL Team.

Nam повествует о трагических событиях во Вьетнаме. Вы – простой американский пехотинец. Поговорка «один в поле не воин» здесь втоптана в грязь. В Nam вам предстоит в одиночку косить ряды желтолицых вьетнамцев во имя американской армии. Вижу, вы уже воротите носы… Погодите! Такая банальная ситуация обыграна в Nam просто отлично! Первое, что выделяет игру среди других стрелялок - это потрясающая атмосфера. Ощущение присутствия на поле боя – абсолютное. Играть действительно страшно. В любую секунду с целью сбросить пару бомб китайского производства на вашу буйную головушку на горизонте может показаться вражеский самолет. В любую секунду из-за ближайшего дерева (если, конечно, это можно назвать деревом) может выскочить и открыть огонь вьетнамский солдат. Последствия таких неожиданностей бывают весьма плачевными: из раны начнет хлестать кровища. Для предотвращения сего неприятного процесса вам придется в срочном порядке искать так называемую аптечку. Хотели реализЬма? Получите! По уровням в случайном порядке разбросаны мины, которые только и ждут, что вы на них наступите. И не надейтесь отделаться парой хит-поинтов: в Nam наш герой готов издать предсмертный крик при первом же удобном случае. Все как в жизни!

Дизайн уровней в игре весьма неплох. Несмотря на общую однообразность пейзажей – а чего вы хотели, Вьетнам – он и есть Вьетнам – все эти поселения, военные базы, леса и поля воспроизведены с достаточной тщательностью. Также вполне успешно выполняет свою функцию звук. Даже с моей мощнейшей аудиосистемой типа «Две колонки» местоположение оппонента вычисляется без проблем. Графика… Не будем к ней возвращаться. С сюжетом у игры также кое-какие проблемы, но… С каких это пор у экшенов в 1998 году должен быть сюжет?! Тогда только-только появлялся Half-Life!

Хотя игра и не лишена недостатков, в целом, Nam – настоящая находка для любителей неглупых и, в то же время, интересных экшенов.



Sh@de

Развеселая и бодрая стрелялка на тему вьетнамской войны. Такого игрового процесса в игре, которая по сути должна быть серьезной (война во Вьетнаме как-никак) вы больше нигде не найдете.



Эпистолька и Бурикут

Последний достойный спрайтовый шутер, плоский памятник ушедшей эпохе. Настоящая война в джунглях, бегать по кустам собирая по четыре патрона не придется - все дадут у вертолета/БМП или в ближайшем подвале. Не забудьте приказать медику - за мной!, но не подставляйте его под пули. Рации, как и радисты не для красоты - станет туго вызывайте артиллерию и авиацию. А как использовать гранатометчика? Уровни отличные, не заблудишься. Дадут пострелять из станкового пулемета и миномета. Один из уровней - киноцитаты из фильма "Хищник" со Шварцем - прыгаем с вертолета; в укромном месте висят освежеванные трупы; взрывчатка в кузове деревенского грузовика, работающего генератором; зеленые светящиеся пятна на дереве; вертолет среди выжженых джунглей в финале.



misha811

Мировая игруха! Для меня - самая лючшая в этом жанре.

Впервые увидел ея году этак в 1998м у приятеля. Погамились, порадовались. А в 2003м нашел на многоигровом диске - и разумеется прошёл от начала и до конца.

Про обстановку, дух и тд говорили много - они действительно присутствуют там в огромном количестве. Для меня это всегда было важнее графики, пикселов и т.д. Такое ощущение, что в любом закоулке, куда ни попытается скрыться изрешечённый автоматными очередями главный герой, его ждёт почти нименуемая смерть или от вьетнамской пули, или от вьетнамской мины.

Любимая сцена: ночь, разбитый и догорающий вертолет, всполохи автоматов в чернильной темноте джунглей...

Большие плюсы цветовой гамме (некоторые пейзажи настолько фантастически красивы, что нет слов), замечательному звуку. Для меня лично исторический и географический подтекст игры тоже сыграл в плюс.

Минус существенный один - от friendly fire вьетнамцев погибло, по-моему, гораздо больше, чем от меня. Особенно это поразительно выглядит в том месте, когда расчёт безоткатного орудия противника молотит через долину с опушки леса и превращает зазевавшихся собратьев по оружию в мясной фарш (кстати, последний в игре смотрится весьма сильно).

Да, чуть не забыл! Там же можно было действовать в команде с прочими америкосскими солдатами!

Итог: самые наилучшие оценки! ИГРАТЬ ВСЕМ!



WERTA

Принес на работу ребятам, избалованным последними продуктами игровой индустрии XXI-го века, и что бы вы думали, игра пошла на ура, просили добавки, прошли на сложном уровне все два эпизода, аж пищали, подпрыгивая на стуле. Все таки что-то хорошее есть в этой игре, несмотря на: блокированные двери, очень плотный дружеский огонь освободителей Вьетнама, просто убивающей тупорылости желтолицых и не менее тупых радиста и медика, некоторые ляпсусы типа неработающих пулеметов и минометов и др. НАМ привлекает своей атмосферой и реалистичными повреждениями для игрока, возможность почувствовать себя простым американским парнем, из какого-нибудь городишки какого-нибудь штата Огайо, попавшим на эту непонятно кому нужную войну. Мое мнение – твердая четверка 4/5.



WERTA

!ВОТ ЭТО ДА!
Я помню как мы с другом по сетке рубились в нее... Дезматч покрепче чем у дюка Что больше всего в этой игре меня радует так это сложность! Вас могут убить с 2-3 пуль, а если речь идет про пулемет? То тогда переходим на гранаты! Это одна ин немногочистленных игр где:
1) Гранаты мега полезные
2) Приходится экономить патроны
3) Атмосфера темы игра
Гранатометчика как использовать я помню слабо: Кажись у него есть два типа атаки. Один из них это когда он встает на одно колено и ждет пока появится враг(ну или вы) и потом стреляет. Активировать вроде если не ошибаюсь Присесть (защать преседание) и надаеть Открыть. Вроде так?



Elandor

Как печально, что не все смогли по достоинству оценить эту игру...
Кто сказал, что на войне легко? Кто сказал, что враг должен подойти, похлопать по плечу и сказать "сейчас тебя убивать будут"... интелект у противников незавидный конечно... но атмосфера, атмосфера разрывает мозг на куски. Я проходил эту игру раз 100 на самом высоком уровне сложности и с радостью готов пройти её ещё столько же раз... Помню как забавно было проходить эту игру в кооперативе на пару с отцом... эх... вот это воспоминания. Сейчас таких игр к сожалению уже не делают...
В конце добавлю, что не стоит так судить игры (я про альтернативные мнения). Мне кпримеру не приглянулся Shadow Warrior. Да, драйв, да, классика... но не моё, не вызывает "ахов" и "охов", что вызвали в своё время Duke, Blood и NAM... НО от этого игра ведь хуже не стала. Просто на вкус и цвет...



Turant

В своё время прошёл с упоением и трясущимися руками.

В общем и целом игрушка мой идеал стрелялки.

Нет сюжета, а зачем стрелялке сюжет? Во втором эпизоде халфы сделали сюжет с помошниками, так я плевался, еле прошёл.

В стрелялке должно быть: 1% сюжета(беги туда, убей то), коридор с парой тупиков за поворотом, пара головоломок в стиле Халф, Дюк; постоянно респящиеся враги(мясо), оружие от лёгкого до тяжёлого и главный герой который отбрасывает пару шуток аля Дюк))) иначе ИМХО - это уже не не то.

ЗЫ я очень люблю и уважаю игры с хорошим сюжетом(Макс Пейн, Call of Cthulhu), но такие вещи как NAM обязаны существовать, на зло всем противникам таких стрелялок!

Против

Aleosha

Клон Duke Nukem 3D, повествующий о войне во Вьетнаме. Во всяком случае, пытающийся о ней повествовать.

Как ни странно главному герою этого надругательства над жанром 3D Action и над компьютерными играми вообще даже придумали имя - Alan "The Bear" Westmoreland. Зачем это сделали - вещь необъяснимая, потому как сюжета в этой игре нет.

Но не в имени дело. Возможно, имя - единственная вещь, удерживающая меня от выставления этой игре гордого рейтинга "0". Потому что кроме как на него, в NAM и посмотреть то толком не на что.

Унылые пейзажи буро-зеленых тонов призваны исполнять лишь одну цель - скрывать не менее буро-зеленых вьетнамцев, которые не забыли надеть камуфляж. Распознать их врагов можно лишь двумя способами - либо эта горстка пикселей, гордо называемая спрайтом, начнет мигать, имитируя стрельбу, или же вы, решив написать на ближайшей стене или деревце свои инициалы при помощи пулемёта, неожиданно услышите крик, способный вызвать ужас даже у самых стойких и опытных игроков, и увидите брызги крови, которым появиться там вроде бы и неоткуда. Знайте - это пал еще один отважный борец за освобождение Вьетнама. Кстати, если на плече павшего вы сумеете разглядеть белые пиксели, символизирующие повязку медика, то потрудитесь разыскать на земле фляжку с советским спиртом, выпадающую из этих бойцов. Вы будете защищать звездно-полосатый флаг с целым арсеналом абсолютно бесполезных оружий. Тут и винтовка M16, стреляющая со скоростью пистолета, и M60, которым порой и в упор не попадешь, и однозарядный ракетомет, и гранатомет M79, метающий гранаты по прямой... Выглядит все это под стать общему духу игры - ракетомет или дробовик можно узнать только по названию. А о том, какие звуки издают оружия при стрельбе я даже говорить не хочу.

Но все это можно было бы стерпеть, если бы не игровой процесс. Об отсутствии сюжета или хотя бы четко поставленых задач я уже упоминал. Но интерес к игре напрочь убивает частота, с которой умирает главный герой. И противники виноваты в этом далеко не всегда, даже учитывая то, что распознать, откуда ведется стрельба, бывает крайне сложно. Виной всему являются скрипты, которыми изобилуют уровни. Герой легко становится жертвой бомбардировки или минометного огня, который начинается в ту самую минуту, когда казалось бы любая угроза остается позади. Душераздирающий звук, имитирующий взрыв, желтое облако перед глазами, красные брызги, и тоскливо вспоминаешь, что сохранялся только в самом начале уровня...

Вещь, которую и игрой то толком назвать нельзя. А лежит она тут для назидания потомкам - чтобы знали, что такое по настоящему плохие игры.