Этот сайт посвящен культовой игре NAM. Свое время я играл в эту игру и могу со всей серьезностью сказать, что это лучший 3D шутер в мире. Сейчас попробую объяснить почему.

Это был первый удачный шутер на военную тематику. Обычно игра, если она не сетевая, не вызывает у меня желание пройти ее заново. NAM же я прошел в 1999 году трижды на разных уровнях сложности, и потом проходил его пару раз, когда обнаружил новые карты, иле же когда было скучно. Сейчас походив по форумах, я увидел, что эту игру любил не только я. Мнения насчет ее кардинально разделяются. Одни говорят: "Вещь, которую и игрой то толком назвать нельзя. А лежит она тут для назидания потомкам - чтобы знали, что такое по настоящему плохие игры." Дело все в довольно странном игровом процессе, которые сделали разработчики. NAM вышел в 1998 году. Популярные в то время стрелялки – Quike, Duke Nuken, Doom, Blood. Почти все они сводились к путешествию по многочисленным коридорам и уничтожению противников. Параллельно искались ключи, которые делали иллюзию сюжета. NAM был не таков. Когда я впервые загрузил эту игру, первое с чем пришлось столкнуться была ужасающая скорость, с какой меня подстреливали. Меня даже на самом слабом уровне сложности убивали, только я выходил из укрытия. Я не мог ничего сделать. Играя в коридорные стрелялки я привык ходить спокойно по карте, убивая то, что попадалось на глаза. В NAM не было коридоров. Я выходил из укрытия и меня улаживали с нескольких очередей из автомата. Причем ты даже не видишь своего противника – он прячется за деревьями. Помучившись немного, я решил изменить тактику и передвигаться так, как бы я делал в реальном бою. Быстро перебегать открытые участки, стрелять из-за угла, во все подозрительные дыры кидать гранаты. И, о чудо, у меня получилось. Появился азарт. Я смог, с трудом правда, добраться к концу первого уровня. Второй уровень начинается высадкой десанта из бронетранспортеров М113 на берег. Несколько дней я провел за попыткой закрепиться на берегу (и это на самом легком уровне сложности!!!). Потом наконец то вошел в джунгли. Джунгли в NAM это тема для отдельной статьи. В играх, которые были до этой, все было просто – вот враг – убей его. В NAMе враги прячутся за деревьями. Ты проходишь место, а тебе в спину засаживают очередь, или начинается стрельба, а ты даже не можешь определить, откуда стреляют. Вдобавок к этому джунгли напичканы минами и растяжками, и тебе приходиться постоянно смотреть под ноги. Второй уровень я проходил несколько недель. Когда в джунглях начались окопы врага – вообще ничего сделать нельзя стало. Ты просто не мог войти в лес, поскольку откуда-то из-за кустов тебя сразу же убивали. Все это было много реалистичнее космических мутантов в аналогичных играх того времени. Снайперы били тебя наповал, мины рвались, дружественный артиллерийский огонь, или напалм накрывал тебя. Пройти игру очень сложно, но если научиться воевать максимально приближенно к настоящему бою – то все получиться. А гневные рецензии написали люди, которые так и не прошли первый уровень. Даже на самом простом уровне сложности игра невероятно труднопроходимая. Как говорил один из критиков: "Я лучше отправлюсь сам в настоящие джунгли Вьетнама, чем пройду игру заново!" Некий Ford Prefect создал дополнительных 20 карт, которые образуют еще два эпизода игры. В этих аддонах упор сделали на сложность. Пройти новые карты может только очень искусный игрок. Дороги заминированы иногда так, что пройти без того, чтобы взорвать их гранатой – невозможно.

Одной из причин того, что игру можно пройти несколько раз, есть нелинейность миссий. Начиная со второй миссии, вы можете выбрать себе дорогу – либо через реку, либо через джунгли с окопами. Возможность открыть на карте новые проходы додает азарта в игре. Этого не хватает в современных шутерах с линейным сюжетом.

Не будем забывать также о потрясающем звуковом сопровождении игры. Загрузка следующей миссии всегда сопровождается бодрым восклицанием веселого пулеметчика из фильма "Full metal jacket" Стенли Кубрика. Isn't war Hell? или "Got some!" В русской версии игры перевод был очень адекватным. "Война поистине ужасна!" Звуки это то, на что вы будете рассчитывать во время игры. Увидеть снайпера ночью почти невозможно, зато услышать звук выстрела – можно. Перед тем, как вас накроют напалмом, - вы услышите звук самолетов. Я уже не говорю об использовании миноискателя, и процесса разминирования. Играть без колонок или наушников – просто не получится. Звуки вместе с процессом игры создают незабываемую атмосферу.

У главного героя есть имя – Алан "Медвед" Вестмореленд (Alan "the Bear" Westmoreland). Он сержант корпуса Морской Пехоты. Фамилия его взята с известного генерала Вьетнамской войны. Сам NAM создавался на движке, который использовался в Duke Nukem 3D, Redneck Rampage, Shadow Warrior, Blood. Но игра только частично напоминает их. В NAM основной удар был сделан на реалистичность. Враги сливаются с джунглями. Винтовка М16 стреляет двадцать пуль, а потом она перезаряжается, гранатомет несет только 3 гранаты и т.д. В конце концов, это единственная игра, где гранаты можно функционально использовать. Без гранат играть намного труднее. В игре есть также и недостатки. Сам движок был создан для того чтоб бегать и стрелять, а не для того чтобы ползать и прицеливаться, что есть огромным минусом для игры. Последующие игры посвященный Вьетнамской войне исправили это, но зато потеряли самое главное – атмосферу опасной непредсказуемой войны в джунглях напичканными ловушками. За попыткою новых игр сделать идентичную нарисованную копию войны теряется страх, которые несут за собой ужасно прорисованные джунгли. Кстати не все было так некрасиво, некоторые картинки даже сейчас в моем мозгу. К примеру та же высадка десанта во втором уровне.

Для меня эта игра есть образец того, как нужно делать шутеры. Я не вижу, чтобы хоть одна игра близко подходила по опасности к NAM. Поэтому хочу спросить разработчиков современных стрелялок на Вьетнамскую тематику:

1) Куда делись снайперы? Это один из опаснейших юнитов противника.

2) Почему так мало мин и растяжек? Мне по джунглях не страшно ходить, я не смотрю под ноги.

3) Только в одной игре (Elite warrior of VietNam) я встретил возможность вызвать артиллерию перед собой.

4) Почему (тут я действительно теряюсь в догадках) гранаты нефункциональны в остальных играх?

5) Где непрерывные бомбежки, дружественный огонь, под который можно попасть?

6) Почему вьетнамцы не кричат по-вьетнамски при нападении. Сейчас они немые почему-то все. И вообще, куда поделись крики при бомбежке и т.д. Или они думают, что солдаты молчали при начале артподготовки.

7) Почему в современных играх нет обходных дорог, которыми можно было бы альтернативно добраться финала?

Посмотреть видео

Детально о игре смотрите наши рубрики:

"Оружие", где мы расскажем об использовании оружия, а также о противниках, которых вы убьете. Ну и как бонус читкоды.

"Уровни", где мы опишем миссии и сложности их прохождения. Также тут будет обширная галерея скриншотов и видео игрового процеса.

"Истории", где можно почитать отзывы фанатов и критиков игры.

"Загрузка", где можно скачать саму игру, дополнительные карты и программу для запуску под другие операционные системы.

"Игры", где собраны все шутеры, которые выпускались после NAM и рецензии на них.

"Контакт", где вы сможете оставить нам свою историю об этой замечательной игре, или записаться волонтером для доработки сайта.